Ульяновская область

МОУ СОШ села Еделево


Программа исследовательской и инновационной деятельности по теме:

"ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА НА СЕЛЕ"



Директор: Князькина Любовь Степановна

Заместитель директора по НМР:
Научный руководитель: Скворцова Ирина Викторовна, заведующая Центром гражданского образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук, доцент, тел.89033374670

"Общественно - активная школа как центр развития местного сообщества"

Актуальность исследования


Наметившиеся в России тенденции к демократизации, становлению институтов гражданского общества предъявляют новые требования к качеству гражданской культуры - готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, активному учатстию в жизни социума. Ключевая роль в формировании гражданских качеств личности принадлежит образованию.

Связь школы с жизнью общества многогранна и сложна. С одной стороны, школа в своей оганизационной структуре, в содержании образования отражает сложившиеся общественные отношения. Но вместе с тем, сознательные изменения в укладе школьной жизни, открытость в характере взаимоотношений между участниками образовательного процесса, влияют и на изменения в окружающем социуме.
В докладе Государственного Совета РФ "О развитии образования в Российской Федерации" (24 марта 2006 г.) в качестве важнейшей задачи образования названно "формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества". В Докладе подчеркивается, что "для решения этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно... выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых - как модель гражданского сообщества".
Современная школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей страны, жителей локального сообщества. Она должна быть открыта местному сообществу, вовлекать его в орбиту своей образовательной политики, нацеленной на граджданское образование и воспитание детей и их родителей, всего населения. На этом пути открывается возможность становления и развития на базе общеобразовательной школы российского гражданского общества. Одной из наиболее эффективных моделей школ, способность решать указанную задачу, является модель обществеенно-активной школы (ОАШ), которая была обоснованна американским педагогом и философом прошлого столетия Джоном Дьюи.
Идея ОАШ привлекательна тем, что предлагает реальный механизм объединения вокруг школьного образования активных, творческих людей, ориентированных на идеалы и ценности гражданского общества, на превращение школ в просветительские и культурные центры местных сообществ. Особое значение модель ОАШ имеет для сельских поселений, традиционно воспринимающих школу как ограниченный элемент своей коллективной жизни и общинного духа.

Проблема исследования

Мир российского села оказался наиболее беззащитным и ранимым в ситуации глубоких социально-экономических преобразований российского общества. Рыночные реформы нанесли тяжелейший удар по традийционным основам существования мировозрению сельских жителей. Больнее всего распад традиционного миропорядка отразился на жизненных ориентациях, представлениях и чувствах людей, как детей, так и взрослых. С разрушением традиционной системы ценностей российского крестьянства были подорванны и смысловые, этические основания для воспитания подрастающих поколений в духе и на образцах исторически присущих российскому селу социальной солидарности, стремлению решать наиболее важные дела сельским сходом, на основе взаимопомощи и взаимовыручки. Окончательное разрушение традиционного мировозрения и уклада жизни привело к деградации важнейшей функции семьи - воспитания подрастающего поколения на ценностях и образцах традиционной культуры. Почти полная дезориентация родителей в новой для них социальной ситуации отчуждения привела к утрате той ведущей роли, которую родители всегда играли как участники образовательного процесса и, прежде всего, - воспитания.
Сложившиеся обстоятельства требуют от современной российской сельской школы выполнять свою образовательню миссию в двух смыслах. Во-первых, как и городская школа, она обязана обеспечить доступность и необходимое качество общего образования. Но вместе с этим, сельская школа призванна решить проблему и более глубокого уровня - содействовать своей образовательной деятельностью возрождению того "духа общинной солидарности", который был утрачен в ходе рыночной либерализации. Разумеется, не через возврат к прошлому, а в тех формах и в тех образцах, которые соответствуют современным представленям о гражданской жизни и гражданской культуре. Поэтому внедрение модели общественно-активной школы в сельской местности, безусловно, требует поправок и модификации с учетом особых задач, стоящих сегодня перед сельской школой. Современная сельская школа обладает необходимым потенциалом для превращения в центр развития местного сообщества. Но этот потенциал, как правило, остается нереализованным из-за давления, которое оказывает на школу груз авторитарной педагогики, отсутствие нормативно правовой базы, психологических и организационно-управленческих предпосылок для изменения уклада школьной жизни.
Эот противоречие между объективной потребностью превращения сельской школы в общественно ориентированный и общественно-активный институт и наличным уровнем и характером организации уклада школьной жизни, системы воспитательной работы школы и составляет проблему нашего исследования.

Объект исследования

Система взаимосвязей школы с окружающим социумом.

Предмет исследования

Общественно-активная школа как центр развития местного сообщества.

Цель исследования

Определение нормативно-правовых, организационно-управленческих и педагогических условий для функционирования общественно-активной школы в качестве центра развития местного сообщества.

Задачи исследования

1. Теоритически обосновать возможности ОАШ как центр развития местного сообщества.
2. Выявить закономерности и особенности реализации модели общественно-активной школы как центра развития местного сообщества.
3. Создать на базе общественно-активной школы механизм взаимодействия с местным сообществом, основанный на принципах социального партнерства.
4. Консолидировать местное сообщество вокруг проблем образования.
5. Развивать у учащихся общественно-активной школы социальные компетенции, необходимые для успешной социализации в обществе.

Гипотеза исследования

Если ОАШ будет выполнять свою культуросозидательную функцию в сельском социуме, если её деятельность будет направленна не на пассивное удовлетворение социального заказа, а сама школа станет активным субъектом социальной жизни села, то это обеспечит положительную динамику по следующим критериям:
- интеграция традиций общинного воспитания с педагогическими возможностями школы как учреждения образования на основе социокультурного подхода;
- распространение образовательного процесса не только на детское, но и взрослое население, превращение взрослого населения в активного участника социально-образовательной деятельности школы;
- включенность компонентов образовательной системы в социальную и культурную среду села, привлечение разнообразных ресурсов местного сообщества для развития образования не селе;
- реальные действия по изменению социума.

Новизна исследования

Состоит в теоритической разработке подходов к реализации моделей общественно-активной школы в условиях сельской социально-образовательной среды; в создании нормативно-правовых, организационно-управленческих и педагогических условий для функционирования сельской школы в качестве общественно-активной, ориентированной на потребности развития местного сообщества.

Методы исследования

1. Теоритические: изучение и анализ научно-педагогической литературы, нормативно-правовых и программно-методических материалов по проблеме исследования; моделирование, конструирование и прогнозирование; обобщение.
2. Диагностические: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок.
3. Эмпирические: сбор и обработка статистических и других материалов, изучение результатов педагогической деятельности, анализ противоречий и способов их разрешения, педагогический констатирующий и формирующий эксперименты.

Организационные условия исследования

Статус ОУ: экспериментальная площадка

Организационные условия исследования

Статус ОУ: экспериментальная площадка

Этапы инновационной деятельности

I этап (декабрь 2010г. - 2011г.)
- Теоритическое изучение проблемы организации общественно-активной школы в условиях сельского социума
- Диагностика состояния и результативности образовательного процесса в школе;
- Анализ условий и результатов развития личности школьника;
- Определение культурно-образовательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации;
- Формирование проектного замысла образовательной системы школы как общественно-активной, изучение и обсуждение бызовых положений и нормативно-правовых документов с педагогами, учащимися, родителями и социальными партнерами школы.
- Разработка "Концепции ОАШ как центра развития местного сообщества"
- Создание комплексно-целевой программы по реализации идей и принципов ОАШ, состоящей из подпрограмм:
- "Демократизация школы";
- "Добровольчество"
- "Быть гражданином учимся в школе"
- "Партнерство школы и местного сообщества"

Отчетные материалы

- Концепция ОАШ как центра развития местного сообщества
- Комплексно-целевая программа "Общественно-активная школа как центра развития местного сообщества"

II этап (сентябрь 2011г. - июнь 2012г.)

1. Подготовка педагогического коллектива учащихся и родителей к деятельности в режиме ОАШ.
2. Разработка, апробация и популяризация технологий и методик социального партнерства школы в местном сообществе.
3. Реализация "Концепции ОАШ как центра развития местного сообщества"
4. Отчетные материалы
5. Педагогическое сопровождение создания демократического уклада школы как основы ОАШ (пакет документов)
6. Программа по взаимодействию со структурами местного сообщества: родителями, властью, НКО, представителями бизнеса.
7. Методики диагностики эффективности ОАШ как центра развития местного сообщества.

III этап (сентябрь 2012 - июнь 2013г.)

Определение эффективности реализуемой в условиях сельской школы модели ОАШ как центра развития местного сообщества.

Отчетные материалы
- Диагностические материалы "Критерии, показатели и способы изучения эффективности функционирования ОАШ"
- Технологии и методики социального партнерства школы в местном сообществе (методические рекомендации)
- Методические рекомендации для руководителей системы образования по реализации модели ОАШ в условиях сельского социума

IV этап (сентябрь 2013 - июнь 2014 г.)

Проанализировать и обобщить результаты исследования по реализации модели общественно-активной школы в условиях сельского социума.
Отчетные материалы
Научный отчет

Проблема и обоснование актуальности программы

Образование своим устройством и содержанием должно …выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых – как модель гражданского общества… Стало ясно, что закрытая от общества школа как и закрытое общество не способны к развитию».

Российскому обществу требуется школа, которая:

становится прообразом свободного демократического общества, воплощает его основные черты и обеспечивает выработку у учащихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навыки жить и демонстрировать в условиях свободной самоуправляющей общины, что влияет на проведение учащихся за пределами школы и способствует ускорению демократического уклада в жизни сообщества;

обеспечивает единство образования и жизни учащихся, вовлечение их в социальные практики, общественно-полезную деятельность, использование ресурсов сообщества для повышения эффективности работы школы, а ресурсов школы для развития и консолидации сообщества;

превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ, а взаимодействие органов власти, бизнеса сообщества в движущую силу развития школы как социально-образовательного института открытого типа

Потребностью времени становится ускорение в России образования:

- направленного на формирование демократической культуры;
- обеспечивающего органическую связь обучения и воспитания с самой широкой социальной жизнью;
- ориентированного на развитие творческой активности учащихся, их самоопределение и саморазвитие;
- основанного на приобретении школьниками значимого личностного опыта;
реализующего в полной мере принципы сотрудничества и поддержки.


Современное российское образование можно характеризовать наличием следующих серьезных проблем:

1. чрезмерное государственное регулирование и регламентирование отношений в сфере образования;
2. отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
3. содержание образования не соответствует требованиям развития современного российского общества;
4. отсутствие эффективных механизмов управления образованием, адекватных задачам развития образования;
5. отсутствие эффективного взаимодействия системы образования с обществом и рынком труда.

Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на решение актуальных для данного этапа реформирования российского образования проблем:

1. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам.
2. Недостаточная развитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики.
3. Отсутствие условий для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
4. Предоставление доступа к качественному образованию для всех граждан, независимо от их достатка и принадлежности к социальной группе.

Общественно-активная школа – это:

• Школа, которая предоставляет родителям возможность принимать участие в процессе обучения и организации внеурочной деятельности их детей.
• Обыкновенная школа, в которой особый упор делается на убежденность жителей сообщества и педагогического коллектива в ценности привлечения общественности к активному участию в жизни образовательного учреждения.
• Школа, которая способствует свободному обмену идеями, выявляет потребности сообщества и активно участвует в принятии решений по местным проблемам, а также осуществляет обратную связь с общественностью.

В основе деятельности общественно-активной школы лежат три базовых направления:

• “Демократизация учебно-воспитательного процесса”;
• “Партнерство” школы и местного сообщества;
• “Добровольчество”
• В основу программы «Общественно-активная школа» заложены параметры социально активной личности.
1. Социально-активная личность – это культурный, воспитанный человек.
2. Социально-активная личность – это духовная личность.
3. Социально-активная личность – это личность творческая.
4. Социально-активная личность – гуманная личность.
5. Социально-активная личность – это личность деятельная.

Система воспитательной работы школы базируется на след принципах:
• В центре внимания воспитательной работы культурологические ценности, носителем которых должен стать ученик;
• Природосообразность воспитания, опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности и возможности;
• Организация совместной деятельности учащихся, педагогов, членов местного сообщества на основе взаимопонимания, сотрудничества, сотворчества;
• Системность воспитательного процесса в школе

Проект «Демократическая школа»

Цель: становление демократической культуры участников образовательного процесса.
Задачи:
• накопление опыта сотворчества педагогов, детей и родителей, общественности села, учреждений и организаций, расположенных на территории сельского поселения;
• стимулирование желания влиять на жизнь образовательного учреждения, повышение социальной активности учащихся, педагогов, жителей села;
• овладение способностью сотрудничать в коллективной творческой деятельности. Развитие способности к диалоговому общению детей и взрослых;
• формирование у детей и взрослых представления о взаимосвязи прав и обязанностей различных субъектов единого социального пространства;
• формирование ценностного отношения к демократии, законности, системе права.


Проект «Школа – центр местного сообщества»

Цели:
1. Развитие социального партнерства между школой и окружающим ее сообществом и консолидации ресурсов для совместного решения проблем;
2. Продвижение общественных интересов граждан через реализацию социального партнерства школы и окружающего её соседского сообщества на территории Кузоватовского района как эффективной модели взаимодействия организаций и граждан, создания и развития форм диалога общества с властью в решении проблемы обеспечения качественного общественно-ориентированного образования, его равной доступности для всех граждан и улучшения качества жизни всего сообщества собственными силами;
3. Формирование образовательного бренда «Еделевцы» как маркетингового инструмента объединения сил, заинтересованных в развитии школы как ресурсного центра местного сообщества.
Задачи:
• Оказать развивающее и воспитывающее влияние на окружающее школу местное сообщество в направлении создания внутри и вокруг себя атмосферы социального партнерства, гражданского сотрудничества, духа местной общины, соседского сообщества;
• актуализировать проблему необходимости общественного участия в процессе реализации системы образования среди широких слоев населения Еделевского сельского поселения;
• Разработать и внедрить механизмы совместной деятельности и инициирование различных форм взаимодействия школы с бизнесом, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, общественностью;
• Объединить интеллектуальные и организационные ресурсы общественно-образовательного сообщества к разработке и реализации консолидированных действий для сохранения социокультурных приоритетов, развития образовательной системы села, региона, страны в целом.

Проект «Добровольчество»

Цель: привлечение жителей села, особенно школьников и молодёжи, к добровольческому движению.
Задачи:
• решать социальные проблемы на местном (локальном) уровне;
• содействовать развитию местного сообщества;
• обеспечивать социализацию граждан с целью расширения возможностей развития и деятельности человека;
• обеспечивать личное и профессиональное развитие граждан, занимающихся добровольческой деятельностью, социальное развитие добровольцев, движение вверх по социальной лестнице;
• расширять круг общения участников добровольческой деятельности, помогать находить новых друзей и единомышленников;
• обеспечивать получение человеком нового знания, навыков и, потенциально, новой профессии;
• содействовать человеку, особенно молодому, в поиске себя, рода деятельности, занятий, форме самовыражения и призвания;
• способствовать вовлечение большого числа людей в решение социальных, в том числе, собственных и касающихся их лично задач;
• решать проблемы занятости через различные формы неполной и временной добровольческой занятости, особенно, в условиях финансового кризиса.


  • Почтовый адрес: 433763, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Еделево, МОУ СОШ с. Еделево
  • Телефон: (84237) 36-3-12. Электронная почта: edshkola@edusites.ru