Ульяновская область

МОУ СОШ села Еделево


"Об утверждении федерального перечня учебников на 2014/2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее – приказ) утверждается порядок формирования федерального перечня учебников, порядок экспертизы учебников, формы экспертных заключений, порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
Приказ издаётся в соответствии со статьей 18 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно части 7 статьи 18 Закона порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Проект

Проект

Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации
от «___»____________ 2013 г. № _______


ПОРЯДОК
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования

1. Настоящий Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:
структуру федерального перечня учебников;
основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;
порядок проведения и критерии экспертизы учебников;
формы экспертных заключений на учебник;
основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
2. Для целей данного документа используются следующие понятия:
учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного предмета (или предметной области) и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее – учебник) Учебник может быть в печатной и/или электронной форме ;
электронное приложение к учебнику – учебное электронное издание, дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником;
учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или воспитания;
завершенная предметная линия учебников – совокупность учебников, обеспечивающая преемственность изучения учебного предмета или предметной области в полном объеме на соответствующем уровне общего образования.
Учебник, представленный в электронной форме, должен содержать систематическое изложение учебного предмета или предметной области, представлен в текстовой и интерактивной форме, оснащённое инструментами и сервисами для интеграции в информационную образовательную среду образовательного учреждения.
3. Федеральный перечень учебников включает следующие разделы:
учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе обеспечивающей учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Каждый раздел состоит из следующих подразделов: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
4. В федеральном перечне учебников сведения об учебниках указываются в следующем объеме:
фамилия, инициалы автора(ов);
название учебника в соответствии с названием учебного предмета (предметной области) ;
класс;
наименование издателя(ей) учебника;
форма представления учебника (печатная, электронная);
перечень электронных приложений;
перечень методических пособий для учителя с указанием названия, автора(ов);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации).
5. В федеральный перечень учебников включаются учебники, отвечающие следующим требованиям:
наличие положительных экспертных заключений по итогам проведения научной, педагогической, общественной экспертиз, а также этнорегиональной экспертизы, для учебников обеспечивающих изучение региональных и этнокультурных особенностей, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации на родном языке (далее - учебники, обеспечивающие изучение региональных и этнокультурных особенностей);
соответствие нормам Конституции Российской Федерации и требованиям федерального законодательства Российской Федерации;
отсутствие фактов, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .
соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), в том числе с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;
наличие электронного приложения к учебнику (печатному изданию);
принадлежность к завершенной предметной линии учебников;
наличие методического пособия для учителя.
6. Объектом экспертизы является учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии.
7. Предметом научной экспертизы является оценка соответствия содержания учебника:
современным научным представлениям, соответствие требованиям ФГОС, в том числе с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
8. Предметом педагогической экспертизы является:
а) оценка соответствия содержания учебника:
основополагающим положениям Конституции Российской Федерации – соблюдения прав и свобод каждого народа России, уважения к их языкам, культуре, традициям, самосознанию, обеспечение межэтнического мира и согласия, исключение конфликтов на этнической и религиозной почве;
требованиям ФГОС, в том числе с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;
возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
принадлежность учебников к завершенной предметной линии учебников;
б) оценка методического пособия для учителя:
целостность и достаточность содержания методического пособия, его соответствие требованиям ФГОС;
соответствие содержания методического пособия содержанию и методическому аппарату учебника;
в) учебник оценивается на предмет:
наличия наряду с печатным изданием издание, представленного в электронной форме;
наличия электронного приложения к учебнику, представленному в печатном виде;
соответствия представленного учебника требованиям п. 5 настоящего Порядка;
соответствия содержания электронного приложения к печатному учебнику методическому аппарату и содержанию учебника;
качества программной части (мультисистемность и мультиплатформенность представленных решений), корректности функционирования одновременно или совместно с другими программными средствами;
соответствия дизайн-эргономическим требованиям;
возможности использования на различных типах электронных устройств и в различных информационных системах.
9. Предметом общественной экспертизы учебника является оценка:
востребованности учебника;
потребительского качества учебника, включая его внешнее художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство в использовании;
наличия заданий и упражнений, позволяющих включить родителей в образовательный процесс.
10. Предметом этнорегиональной экспертизы учебника является оценка:
соответствия региональному законодательству;
отражения в содержании учебника базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;
языковой составляющей учебника.
11. Общественная и этнорегиональная экспертизы учебника проводятся при наличии положительных экспертных заключений по итогам проведения научной и педагогической экспертиз.
12. Научную и педагогическую экспертизы учебников проводят организации, устав которых утвержден Правительством Российской Федерации, в уставе организации закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.
13. Общественную экспертизу учебников проводят общественные организации:
имеющие статус общероссийской организации;
имеющие филиалы, представительства, не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации;
в уставе, которых предусмотрено проведение экспертизы учебных
и учебно-методических материалов;
в которых определен порядок экспертизы учебников;
имеющие государственную регистрацию общественного учреждения не позднее 2010 года;
имеющие в своем составе не менее 350 членов;
не являющиеся иностранными агентами.
14. Этнорегиональную экспертизу учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке проводят уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
15. Экспертиза учебников проводится по инициативе правообладателя.
16. Для проведения этнорегиональной эспертизы, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно выбирают экспертные организации.
17. Регламент проведения экспертизы определяется экспертной организацией самостоятельно на основе настоящего Порядка.
18. Для проведения экспертизы учебников правообладатель направляет в экспертные организации заявления, в которых указывается:
название учебника;
название учебников завершенной предметной линии в соответствии с названием учебного предмета, класс, инициалы и фамилия автора (ов) в соответствии с титульным листом учебника;
количество представленных на экспертизу экземпляров учебников;
название, автора (ов) методических пособий для учителя;
реквизиты правообладателя;
наименование издателя (ей) учебника (ов), входящих в завершенную предметную линию учебников;
форма представления учебника (печатная или электронная);
наименование электронных приложений;
реквизиты сертификата соответствия учебника требованиям нормативных документов (ГОСТ 5773-90, ГОСТ Р 7.0.4-2006, СанПин 2.4.7.1166-02) .
19. К заявлению прилагаются:
пояснительная записка правообладателя;
учебник (в печатной и/или электронной форме );
электронные приложения к учебнику;
учебники завершенной предметной линии учебников;
методическое пособие для учителя;
информация об издателе (ях) учебников (юридический и фактический адрес, адрес электронной почты, официальный сайт в сети Интернет, контактные телефоны, опыт издания учебников и учебных пособий (включено ли издательство в перечень организаций, издающих учебные пособия, выпускало ли издательство учебники, ранее включенные в федеральный перечень);
копия сертификата соответствия учебника требованиям нормативных документов (ГОСТ 5773-90, ГОСТ Р 7.0.4-2006, СанПин 2.4.7.1166-02).
20. Для проведения общественной и этнорегиональной экспертизы правообладатель в дополнение к материалам, указанным п. 19, 20 должен представить положительные экспертные заключения по итогам проведения научной и педагогической экспертизы, а также в инициативном порядке:
рекомендательные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
рекомендательные обращения от общественных организаций и предметных ассоциаций учителей.
21. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным настоящим Порядком, экспертная организация заключает с правообладателем договор на проведение экспертизы.
22. Оплата экспертизы производится правообладателем на договорной основе.
23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению этнорегиональной экспертизы учебников вправе привлекать иные организации на основании документов, регламентирующих порядок экспертизы в экспертной организации.
24. К экспертизе каждого учебника должно быть привлечено не менее трех экспертов, при этом должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и правообладателем учебника, между экспертами.
25. Для проведения экспертизы привлекаются высококвалифицированные специалисты.
26. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.
27. В экспертном заключении указываются данные экспертов, проводивших экспертизу конкретного учебника (ФИО, квалификация, опыт экспертной деятельности).
28. Экспертные заключения оформляется экспертными организациями в соответствии с формами, утвержденными настоящим Порядком.
29. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников;
учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
30. Экспертное заключение подписывает руководитель организации.
31. Экспертное заключение составляется не менее, чем в двух экземплярах, которые в течение трех рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией правообладателю.
32. Для включения в федеральный перечень учебников правообладатель (юридическое или физическое лицо) в срок до 1 ноября года, предшествующего году формирования федеральных перечней учебников, подает в Минобрнауки России:
заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
учебник (в печатной или электронной форме );
электронные приложения к учебнику;
учебники завершенной предметной линии учебников;
положительные экспертные заключения по результатам научной, педагогической, общественной, а также этнорегиональной экспертиз (для учебников, обеспечивающих изучение региональных и этнокультурных особенностей), выданных не позднее, чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;
копии правоустанавливающих документов экспертных организаций, на основании которых проведена экспертиза учебника, заверенные экспертной организацией:
устав (положение) организации;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
документ о полномочиях подписывающего лица;
документы, регламентирующие проведение экспертизы учебников;
копию сертификата соответствия требованиям нормативных документов (ГОСТ 5773-90, ГОСТ Р 7.0.4-2006, СанПин 2.4.7.1166-02);
методическое пособие для учителя;
33. Минобрнауки России в целях рассмотрения представленных материалов на предмет их соответствия требованиям настоящего порядка создает Научно-Координационный совет (далее – Совет).
34. Совет на основании представленных материалов принимает одно из следующих решение:
включить учебник в федеральный перечень учебников;
не включать учебник в федеральный перечень учебников.
В течение пяти рабочих дней доводит свое решение до Минобрнауки России.
35. Совет не рассматривает заявления правообладателей в следующих случаях если:
в представленных материалах не соблюдены условия п. 5
материалы поступили в адрес Минобрнауки России после 1 ноября года предшествующего году формирования федеральных перечней учебников;
представлен неполный комплект документов.
36. Совет проводит заседания не реже 1 раза в год.
37. Совет в течение 5 рабочих дней доводит свое решение до Минобрнауки России.
38. В случае отказа включения учебника в федеральный перечень Совет уведомляет Правообладателя с указанием причин отказа.
39. Минобрнауки России готовит проект приказа об утверждении федеральных перечней учебников не позднее, чем до 15 января года формирования федеральных перечней учебников.
40. Федеральные перечни учебников утверждаются приказом Минобрнауки России. Максимальный срок утверждения федеральных перечней 1 февраля текущего года.
41. Минобрнауки России утверждает федеральный перечень учебников не реже чем один раз в пять лет.
42. Минобрнауки России размещает на своем сайте положительные экспертные заключения на учебники, на основании которых сформирован федеральный перечень учебников.
43. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
при установлении несоответствия условиям п. 5 настоящего Порядка;
при установлении обстоятельств, подтверждающих нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника;
при выявлении информации в содержании учебников, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей ;
при отзыве экспертной организацией представленного ранее экспертного заключения на учебник;
при отзыве учебника из обращения правообладателем;
при выявлении конфликта интересов между экспертами и автором (ами) учебника, если это повлияло на качество проведения экспертизы;
44. Учебник из федерального перечня учебников исключается приказом Минобрнауки России на основании решения Совета.
45. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседаниях Совета с привлечением экспертных организаций.
46. Обращения рассматриваются на заседаниях Совета с привлечением экспертов (экспертных организаций).
47. Совет имеет право пригласить на обсуждение вопроса об исключении учебника из федерального перечня правообладателя. Отсутствие правообладателя на Совете не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из перечня.
48. Совет может принять следующие решения:
рекомендовать исключить учебник из перечня;
рекомендовать не исключать учебник из перечня.
49. Приказы об утверждении федерального перечня, о внесении изменений в федеральный перечень публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Министерства образования и науки Российской Федерации, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

Приказ


Проект

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

П Р И К А З

« ___ » ___________ 2013 г.


Москва № ______

Об утверждении Порядка
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; «Российская газета», 31 декабря 2012 г. № 303) и подпунктом 5.2.47 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 11 января 2007 г. № 5 Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2007 г., регистрационный
№ 8806);
от 23 апреля 2010 г. № 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.


Министр Д.В. Ливанов



  • Почтовый адрес: 433763, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Еделево, МОУ СОШ с. Еделево
  • Телефон: (84237) 36-3-12. Электронная почта: edshkola@edusites.ru