Ульяновская область

МОУ СОШ села Еделево


«Информационная культура личности»

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Еделево
Кузоватовского района Ульяновской области


Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на педсовете школы Заместитель директора Директор МОУ СОШ с. Еделево
Протокол №1 по учебно-воспитательной работе _______________Л.С.Князькина
от 28.08.2014г. _____________И.Е. Заварзина







Рабочая программа
внеурочной деятельности учащихся

«Информационная культура личности»




Направление: общекультурное.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Возраст школьников: 1-7-е классы ( 6-13 лет)
Срок реализации: 1 год





Разработчик:
заместитель директора по
информационно-библиотечной работе
Мишенькина Л.Е.






2014г.






Пояснительная записка

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный внеурочный курс по развитию информационной культуры обучающихся. Она составлена на основе программы «Информационная культура личности» Ульяновской областной библиотеки для детей имени С.Т.Аксакова, Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, составители Гаянова Т.И., Асеева Н.А., Жесткова И.П..
Многообразие и постоянно растущий объём информации требует освоения серьёзных навыков её поиска, оценки, отбора, переработки и хранения. Осуществить полноценную подготовку обучающихся в этой области возможно только при совместной работе общеобразовательных учреждений и публичных библиотек, при интеграции процессов формирования информационной культуры во внеурочную деятельность.
Тематические блоки, включенные в программу, отвечают требованиям, предъявляемым к обучающимся по Федеральному государственному образовательному стандарту, в частности метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся целостного представления о роли и месте информационной культуры в жизни современного общества и личности.
Задачи:
1. Сформировать основы использования компьютерных технологий для поиска и переработки современных типов информации.
2. Обучить освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения, поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами,
3. Научить правилам поведения в новом информационном обществе, сформировать информационное мировоззрение.
4. Подготовить обучающихся к практическому использованию технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы.
5. Воспитать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи у обучающихся с собственными возможностями её решения.
Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, электронных источниках информации. Отдельные темы требуют необходимости повтора в разных возрастных группах с усложнением понятий по теме.
Формирование информационной культуры предусматривает развитие у обучающихся:
 личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
 умения самостоятельно осуществлять поиск, отбор, анализ и передачу информации;
 грамотное оформление результатов своего интеллектуального труда;
 устранять информационный дефицит;
 умения отличать типы и виды изданий друг от друга по стилю изложения и представлению информации;
 при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
Программа включает в себя знакомство с основными процессами информационной деятельности, со структурой современных информационных ресурсов; овладение алгоритмом поиска документированной и недокументированной информации в различных массивах и банках данных; умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Тематика занятий основной части разработана для двух ступеней:
I ступень - обучающиеся 1-4 классов;
II ступень – обучающиеся 5-7 классов.

Продолжительность занятий – 45 минут.

Базовый курс отражает для всех обучающихся инвариативную часть и дополнен вариативной частью на выбор.
Для I ступени инвариативная часть дополнена вариативной частью, которая включает в себя внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы из «Регионального списка 100 книг» и подготовку работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах.
Для II ступени вариативная часть включает подготовку работ обучающихся для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах с целью развития творческих способностей, а также внеклассное чтение 48 книг художественной литературы из «Регионального списка 100 книг».
Для проведения занятий используются различные формы работы: библиотечные уроки, книжные выставки, беседы, викторины, устные журналы, конкурсы, КВНы, библиографические игры, электронные презентации и т.д. К традиционным занятиям добавляются компьютерные практикумы, работа в Интернете.
Программа предусматривает комплексный подход к усвоению всех ступеней информационной культуры.
Каждый раздел (ступень) снабжён списком литературы в помощь проведению занятий. Программа предполагает обучение в объёме 70 часов.

Учебный план

I Ступень «Основы информационной грамотности»


№ темы Разделы Теория, практика Вариативная часть -внеклассное чтение книг Вариативная часть - подготовка работ для участия в конкурсах

1. «Дом, в котором живут книги» 1
2. «Твой друг – книга» 1
3. «Из чего состоит книга»

1
4. «Поиск книг ведут ученики» 1
5. «От книги к мыши» 1
6. «Ты и Интернет»: Правила безопасного путешествия по web-страницам Всемирной паутины» 1
7. «Правила Web-воспитанности» 1
8. «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» 1
9. «Первые периодические издания для детей» 1
10. «Детское справочное бюро» 1
11. «Художники-иллюстраторы детских книг» 1
12. «Увлекательно о разных науках» 1
13. «Как читать книгу» 1
14 «Поиск легко и быстро» 1
14. Вариативная часть. Внеклассное чтение книг художественной литературы «Региональный список «100 книг» 16
15. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах. (Чтение сказок народов Поволжья. Сочинение сказок.)
5

16. ИТОГО: 35 ч. 14 16

16
5
Тематическое планирование
I Ступень «Основы информационной грамотности»

№ темы Разделы Всего
часов Дата проведения
ния Возрастная группа
1. «Дом, в котором живут книги» 1 05.09.14 1-4 классы
2. «Твой друг – книга» 1
12.09.14 1-4 классы
3. «Из чего состоит книга»





1 19.09.14
1-4 классы
4. «Поиск книг ведут ученики» 1 26.09.14 1-4 классы
5. «От книги к мыши» 1 03.10.14 1-4 классы
6. «Ты и Интернет»: Правила безопасного путешествия по web-страницам Всемирной паутины» 1

10.10.14 1-4 классы
7. «Правила Web-воспитанности» 1 17.10.14 1-4 классы
8. «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» 1 24.10.14 1-4 классы
9. «Первые периодические издания для детей» 1 31.10.14 1-4 классы
10. «Детское справочное бюро» 1 07.11.14 1-4 классы
11. «Художники-иллюстраторы детских книг» 1 14.11.14 1-4 классы
12. «Увлекательно о разных науках» 1 21.11.14 1-4 классы
13. «Как читать книгу» 1 28.11.14 1-4 классы
14. «Поиск легко и быстро» 1 05.12.14 1-4 классы
15. Вариативная часть. Внеклассное громкое чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг»:
Русские народные сказки (по выбору).
16



1



12.12.14

1-4 классы



1-4 классы
Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика». 3 19.12.14
26.12.14
09.01.15
1-4 классы
Григорович Д.В. «Гуттаперчивый мальчик». 2 16.01.15
23.01.15 1-4 классы
Носов Е.Н. « Белый гусь». «Живое пламя». 1 30.01.15 1-4 классы
Троепольский Н.Г. «Белый Бим Чёрное ухо». 5 06.02.15
13.02.15
20.02.15
27.02.15
06.03.15 1-4 классы
Крапивин В.П. « Валькины друзья и паруса». 3 20.03.15
27.03.15
03.04.15 1-4 классы
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий». 1 15.05.15 1-4 классы
16. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах:
Если бы я был А.А.Пластовым…» :

- чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова;
- знакомство с картинами А.А.Пластова.

«Аленький цветочек»:

- чтение сказок народов Поволжья;

- как сочинять сказку?
- сочинение сказок.
5



1




4



13.03.15



1-4 классы



1-4 классы
«Аленький цветочек»:

- чтение сказок народов Поволжья;

- как сочинять сказку?
- сочинение сказок.

4 10.04.15
17.04.15
24..04.15
08.05.15 1- 4 классы
ИТОГО: 35
часов
















Вариативная часть.
Внеклассное громкое чтение и обсуждение произведений художественной литературы «Региональный список 100 книг»

№ п/п Автор и название книги Количество часов Дата проведения
1. Русские народные сказки (по выбору). 1 12.12.14

2. Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика». 3
19.12.14
26.12.14
09.01.15
3. Григорович Д.В. «Гуттаперчивый мальчик». 2
16.01.15
23.01.15
4. Носов Е.Н. « Белый гусь». «Живое пламя». 1 30.01.15

5. Троепольский Н.Г. «Белый Бим Чёрное ухо». 5
06.02.15
13.02.15
20.02.15
27.02.15
06.03.15
6. Крапивин В.П. « Валькины друзья и паруса». 3
20.03.15
27.03.15
03.04.15
7. Катаев В.П. «Белеет парус одинокий». 1 15.05.15

ИТОГО 16




























Вариативная часть.
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах



№ п/п Название конкурсов Количество часов Дата проведения
1.
Если бы я был А.А.Пластовым…» :

- чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова;
- знакомство с картинами А.А.Пластова.

1
13.03.15

2.
«Аленький цветочек»:

- чтение сказок народов Поволжья;

- как сочинять сказку?
- сочинение сказок.




2

2





10.04.15
17.04.15
24..04.15
08.05.15
Итого: 5


























Примерное содержание занятий

I Ступень «Основы информационной грамотности»
В работе с младшей группой обучающихся важно учитывать, что дети ещё только овладевают техникой чтения. У них формируется отношение к книге как источнику знаний. На I ступени учебной программы предусматривается приобщение детей к книге, воспитание у них первых читательских компетенций.
Младшие школьники знакомятся с библиотекой, учатся выбирать книги по обложке, иллюстрациям, знакомятся со структурой и правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. Узнают о возможностях новых информационных технологий в распространении информации и знаний. Приобретают первые навыки пользования компьютером.
Для более старшего возраста (3-4 класс) даются первоначальные знания о справочно-библиографическом аппарате (СБА) библиотеки. В объем знаний и навыков учащихся 3-4 -х классов входит умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов как средств выбора книг для чтения. Дети также знакомятся с более полным библиографическим описанием посредством рекомендательных библиографических пособий. Знакомятся с особенностями поиска информации в Интернете, используя поисковые машины, интернет - каталоги и электронные путеводители.
Вариативная часть: Внеклассное громкое чтение художественной литературы из «Регионального списка 100 книг» и подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.).

















I ступень. Основы информационной грамотности
(1-4 классы)

Т е м а 1. «Дом, в котором живут книги»
Знакомство с библиотекой.
Основные библиотечные понятия: «Библиотекарь», «Читатель», «Формуляр читателя», «Книжная полка», «Абонемент», «Читальный зал». Экскурсия по библиотеке.
Библиотека и читатель: как записаться в библиотеку, правила пользования библиотекой.
Формы работы: беседа, литературная игра-викторина с элементами театрализации, книжная выставка.

Т е м а 2. «Твой друг – книга»
Роль книги и чтения в жизни человека.
Знакомство с книгой, разнообразие форм книг: книжки-малышки, книжки-игрушки, говорящие книги, электронные книги и т.д.
Элементы книги: обложка, корешок, титульный лист, страница, иллюстрации.
Правила расстановки книг на полке. Правила обращения с книгой и гигиена чтения. Приёмы мелкого ремонта книги в «Книжной лечебнице», изготовление закладки (практическое занятие).
Формы работы: беседа, выставки «В мир знаний через книгу», «Книги просят защиты», «Обиженная книжка», ролевая игра, кукольный спектакль.



Т е м а 3. «Из чего состоит книга»
Общие представления о структуре книги.
Навык определения примерного содержания книги по основ¬ным элементам: титульный лист, содержание, иллюстрации.
Знакомство с понятиями «автор», «художник-оформитель», «редактор».
Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге.
Совместная работа писателя и художника (Г.Х. Андерсен – А. В. Кокорин, С.Я. Маршак – В.В. Лебедев и др. примеры)
Формы работы: урок-обсуждение, выставка — конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творчества «Мастерим книгу сами».

Т е м а 4. «Поиск книг ведут ученики»
Фонд литературы для 2-4 классов. Открытый доступ к книжному фонду библиотеки.
Порядок расстановки книг в фонде (место книг различной тематики и жанров).
Понятия: «книжный стеллаж», «полочный разделитель», «за¬кладки», расстановка фонда по отраслям знаний.
Помощники в выборе книг: книжная выставка, тематическая полка, рекомендательные пособия.
Первое знакомство с иллюстрированным каталогом (если в библиотеке таковой имеется): каталожный ящик, каталож¬ная карточка.
Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме (практическое занятие)
Формы работы: беседа, ролевая игра «Найди книгу», практическое занятие по поиску книг в иллюстрированном каталоге.




Т е м а 5. «От книги к «мыши»
Возможности новых информационных технологий в представлении информации, возможность чтения в разных средах и на разных носителях. Основы работы на компьютере. Знакомство с понятием «информация»; «электронный документ», файловая система представления информации в Интернете, полезные функции текстовых и графических редакторов на ПК.
Формы работы: практическое занятие: сравнение информации в текстовом и электронном виде, особенности электронного документа. Первые шаги полезного использования ПК – рисуем любимых литературных героев на порталах он-лайновых раскрасок, развивающих порталах (например, «Брашечка» и др.).


Т е м а 6. «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины
Что такое виртуальное информационное пространство – Интернет.
Краткая история возникновения Интернета, использование возможностей Интернета в образовательном и творческом развитии.
Формирование ответственного и безопасного использования ресурсов Интернета.

Формы работы: web-путешествие по сайтам научно-познавательного и развивающего характера, интерактивно-познавательная беседа с электронной презентацией.



Тема 7. Правила Web- воспитанности.
Риски и угрозы Интернета, их классификация, способы избежать встречи с контентными и технологическими рисками, 7 основных правил поведения в Интернете. Правила обращения на «Горячие линии» Фонда развития Интернета, Лиги безопасного Интернета и портала «Дети онлайн».
Формы работы: беседа, электронная презентация, выработка семейных правил использования домашнего компьютера и времени пребывания в Сети



Т е м а 8. «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете».
Формирование интереса к чтению лучших художественных и научно-познавательных детских журналов. Анализ их содержания. Возможности прочтения самых новых произведений детских писателей страны и зарубежных стран.
Формы работы: web – путешествие, беседа-размышление.



Т е м а 9. «Первые периодические издания для детей»
Понятие о периодической печати.
Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг.
Создатели газет и журналов: журналист, корреспондент, ре¬дактор.
Знакомство с детскими периодическими изданиями: «Мурзилка», «Кукумбер», «Свирелька», «Весёлые картинки», «Симбик», «Читайка», «Юный эрудит» и др. Тематика изданий, рубрики, периодичность (год издания, номер). В заключение предложить ребятам самостоятельно просмотреть свежие номера журналов и газет, найти основные рубрики, дать оценку журналам в целом. Электронные варианты данных журналов в Интернете.
Формы работы: беседа, игра-путешествие, ролевая игра, об¬зор, выставка просмотр периодических изданий, презентация (слайд-шоу) детских газет и журналов.


Т е м а 10. «Детское справочное бюро»
Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, словари, справочники.
Роль справочной литературы в образовательном процессе. Первые энциклопедии «Что такое. Кто такой», «Почемучка», «Потомучка», «Я познаю мир» «Всё обо всём» и др. Структура энциклопедии: алфавитное, тематическое расположение материала, вспомогательные указатели в энциклопедиях, рекомендательные пристатейные списки литературы, их значение.
Формы работы: беседа, обзор, выставка-просмотр справочных изданий.

Т е м а 11. «Художники-иллюстраторы детских книг»
О творчестве художников-иллюстраторов. Писатели и художники в одном лице: Т. Маврина, В. Канашевич, Е. Чарушин, В. Сутеев и., В. Чижиков и др.
Иллюстрирование художественных произведений. Работа художника над книгой: место, формат, расположение рисунков в тексте.
Работы одного художника к разным произведениям и несколько изданий одной книги с иллюстрациями разных художников. Первые представления о стиле и манере каждого художника-иллюстратора. Сравнение иллюстраций разных художников: в изображении зверей, сказочных героев и т.д..
Формы работы: беседа, выставка книг с иллюстрациями разных художников, выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.



Т е м а 12. «Увлекательно о разных науках»

Понятие о научно-познавательной литературе.
Разнообразие научно познавательных книг.
Творчество известных писателей — популяризаторов науки (Н. Сладков, В. Бианки, Б. Житков, С. Сахарнов, И. Акимушкин и др.). Отличие научно-познавательной литературы от художественной.
Серийные издания научно-познавательной литературы для детей и их оформление («Почемучкины книжки», «Я познаю мир», «Животный мир», «Что есть что» и др.)
Рекомендательные библиографические пособия как основной источник поиска информации о научно-познавательных книгах.
Формы работы: беседа, книжная выставка, игра-викторина, просмотр изданий, самостоятельный поиск литературы по названиям серий.

Т е м а 13. «Как читать книгу»
Чтение и его влияние на всестороннее развитие человека. Внимание к тексту, к художественным деталям, воображение картин и образов, созданных автром и художником. Громкое чтение с последующим разбором и комментированием.
Знакомство с понятием «цель чтения». Способы чтения: визуальный просмотр, выборочное чтение, полнотекстовое чтение.
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Первые записи о прочитанном.
Формы работы: беседа, книжная выставка, просмотр изданий, самостоятельный поиск литературы по избранной теме, короткая запись о прочитанном - «пирамида чтения».





Т е м а 1 4. «Поиск легко и быстро»
Особенности поиска и ориентации в информационных ресурсах Интернета. Особенности поиска информации в различных поисковых машинах. Что такое электронный каталог, электронная библиотека. Лучшие детские ресурсы: детские электронные библиотеки художественной литературы, сайты для детей образовательного и развивающего характера. Электронные библиографические ресурсы на сайтах детских публичных библиотек. Первые электронные путеводители для детей (Bibliogid.ru, kinder.ru и др.)
Формы работы: интерактивно-познавательная беседа, web – путешествие по лучшим детским ресурсам Интернета. Практическая часть: составление индивидуального списка сайтов для чтения и полезного проведения досуга.



Вариативная часть
Внеклассное громкое чтение художественной литературы из «Регионального списка 100 книг»
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах.
































Литература

1. Адамова, Н.А. Будем знакомы!: [знакомство первоклассников с библиотекой] /Н.А. Адамова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С 39-41.
2. Бирюкова, Л.П. Первое посещение библиотеки: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека . – 2003. – № 4. – С. 48-50.
3. Бирюкова, Л.П. Правила обращения с книгой: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 50-52.
4. Болдырева, Е. В. К истокам детской литературы: виртуальное путешествие: [игра-урок для 2-3 кл.] / Е.В.Болдырева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2006. – № 1. – С. 19-20.
5. Боровикова, Т. Путь к тайнам: библиографический КВН для 3-4 кл. [закрепление знаний по СБА] /Т. Боровикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2005. – Вып. 3. – С. 51-55.
6. Бузенкова, Т.Е. Презентация школьной библиотеки: [сценарий праздника для 1-3 кл.] / Т.Е. Бузенкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2005. – Вып. 8.– С. 19-22
7. Город твоих друзей. Экскурсия по библиотеке для первоклассников. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
8. Знакомство с библиотекой : [1 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
9. Знакомство с библиотекой : [1 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
10. Знакомство с детскими журналами. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
11. Каранец, Л. Книжку нам найти помог алфавитный каталог: [библиотечно-библиографический урок для 2-3 кл.] / Л.Каранец // Начальная школа.– № 11.– С. 16: ил.
12. Клочкова, В. На приёме у доктора Нервистраничка: [библиотечный урок – сцена для 1 кл.] / В.Клочкова // Библиотека в школе. – 2002. – № 4. – С. 10
13. Козловский, А.А. Веселые приключения не только для развлечения / А. А. Козловский. – Москва : Детская литература, 1979. – 78 с.
14. Лапина, О. И. Книга – наш лучший друг. Сказочная викторина 2-4 класс / О. И. Лапина.- С сайта Красноярского ресурсного центра.
15. Луговских, О.В. В этом таинственном лесу: [путешествие-викторина по детским книгам, о правилах обращения с книгой для 1 кл. / О.В.Луговских, З.Д. Ширяев // Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 4. – С. 59-62.
16. Морару, С. Знакомство с библиотекой: [бережное обращение с книгой: библиотечный урок в 1 кл.] / С. Морару // Школьная библиотека. – 2001. – № 4.– С. 40-42
17. Морару, С. Строение книги: [библиотечный урок во 2 –3 кл.] / С. Морару // Школьная библиотека.– 2001. – № 5. – С. 32-33
18. Морару, С. Угадай книгу [библиотечная игра.] / С. Морару // Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 24-29
19. Мы читатели. Урок-игра для 3 класса. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
20. Научно-популярная и справочная литература : библиотечный урок для 4 класса. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
21. Неправильные правила пользования библиотекой. //ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
22. Огородникова, О. Посвящение в читатели: [сценарий праздника для 1 кл.] /О. Огородникова // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 28-30
23. Панкратова, С.В. Весёлые волшебники: [о художниках-иллюстраторах В.Чижикове и Л.Владимирском: сценарий для 2-3 кл.] /С.В.Панкратова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.– М., 2005. – Вып. 8. – С. 65-69
24. Периодика младших школьников : [3-4 классы] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
25. Петрова, О. Здравствуй, здравствуй, книжкин дом!: [экскурсия по библиотеке для дошкольников и первоклассников] – О. Петрова // Книжки, нотки и игрушки. – М., 2005. – Вып. 3. – С. 48-50
26. Петрова, О. Структура книги: [библиотечный урок в 3 классе] / О.Петрова // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 41-42
27. Пешкун, Л. Г. Путешествие по книгомаршрутам / Л. Г. Пешкун // Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 18-23
28. Постникова, З.Б. Главный спутник любознательных: [ КВН по энциклопедии «Что такое. Кто такой» для 3-4 классов] / З.Б. Постникова // Читаем, учимся, играем. – М. 1998. – Вып. № 4. – С. 17-19
29. Правила обращения с книгой. // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
30. Путешествия книжного паровозика : игра – путешествие.- Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
31. Романова, Н.Н. Друзья, любите книги!:[сценарий праздника в библиотеке для 1-2 кл.] /Н.Н. Романова // Книжки нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки – М., 2005.– Вып. 8.– С. 23-25.
32. Ротова, Т. Кто и как построил книгу, для чего она нужна: [сценарий библиотечного урока по структуре книги для 3-6 кл.] /Т. Ротова // Новая библиотека.– 2005.– №7.– С. 43-44.
33. Рябкова ,А. Периодика для младших школьников: [библиотечный урок в 2-3 кл.] /А. Рябкова // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 45-47.
34. Рябова, Н. Твои первые энциклопедии: [библиотечный урок в 3-4 кл.] / Н. Рябова // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 43-45.
35. Семёнова, А.Н. Книга – наш лучший друг /А. Н. Семёнова // Читаем, учимся, играем : Сб. сценариев для библиотек. Вып.4. "Профессии нашей посвящается". - М.: Либерея, 1998.- С.17-19.
36. Славкина, Г. Н. Путь книги: от каменной до компьютерной[беседа с элементами театрализованного представления] / Г. Н. Славкина// Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 9-12
37. Смирнова, О.В. Путешествие в страну мудрецов : [знакомство с библиотекой, экскурсия по библиотеке] / О. В. Смирнова // Школьная библиотека. – 2003. – № 8. – С. 23-25
38. Соколова, В. Приключения каталожной карточки: [библиографические карточки; сказка для 3 кл.] / В. Соколова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2005. – Вып. 3. – С. 56-59.
39. Справочная литература для детей младшего школьного возраста: [библиотечный урок для 3-4 кл.] // Библиотека в школе. – 2003. – № 1. – С. 27
40. Структура книги : [1 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html.
41. Структура книги : [2 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html.
42. Твои первые энциклопедии : [3-4 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html.
43. Учимся читать книгу : библиотечно-библиографический урок-совет для 4 класса. //ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
44. Фроликова, Т. У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке. / Т. У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 28
45. Цветик-семицветик урок-игра по теме «Мы читатели» для 3-го класса // ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
46. Чеботарёва, И.Г. Твои первые энциклопедии: [библиотечный урок для 2-3кл.] / И.Г. Чеботарёва // Читаем, учимся, играем. – М., 1998.– Вып. 4. – С. 13-16.
47. Чиркова, Т.В. Однажды в сказочном лесу: [библиотечное занятие о сказках, действие которых происходит зимой, для 1-3 кл.] / Т.В. Чиркова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2005. – С. 21-23.
48. Чистякова, Н. В. Структура книги [библиотечный урок для 3-4 кл.] /Н. В. Чистякова// Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 13-17
49. Яцкова, Т. Потомучкин спешит на помощь: библиографическая игра: [по каталогам, картотекам, указателям, выставкам, энциклопедиям для 3-4 кл.] / Т. Яцкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – М., 2006. – Вып.3.– С. 49-53: ил., стихи.




















































Предполагаемые результаты реализации программы
В результате изучения тем I ступени (1-4 классы) программы:
Обучающиеся должны знать:
 правила пользования библиотекой;
 иметь общее представление об истории и структуре книги;
 правила обращения с книгами;
 знать принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний);
 иметь представление о разнообразии художественной и научно- познавательной литературы для детей младшего возраста;
 возможности новых информационных технологий в представлении и преобразовании информации;
 типа и виды носителей информации (CD-ROM, e-book др.), иметь представление, о том, что такое мультимедиа;
 особенности поиска в информационных ресурсах Интернета.
 первые электронные путеводители для детей ( Bibliogid.ru, каталог детских ресурсов- kinder.ru и др.)

Обучающиеся должны уметь:
 отличать книгу от других носителей информации;
 использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации;
 ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;
 выбирать книги на тематических полках;
 выстраивать алгоритм поиска информации по энциклопедиям, справочникам и словарям для данной возрастной группы;
 оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию;
 уметь пользоваться компьютером;
 ориентироваться в образовательно-развивающих ресурсах Интернета.






Учебный план

II Ступень «В мире информации»

№ темы Разделы Теория, практика Вариативная часть-внеклассное чтение книг Вариативная часть -подготовка работ для участия в конкурсах

1. «Читатель. Книга. Библиотека» 1
2. «Книга и её создатели» 1
3. «По страницам газет и журналов» 1
4. «Вселенная в алфавите» 1
5. «За страницами учебника» 1
6. «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» 2
7. «С информацией на «ты»» 1
8. «Личная информация и её защита» 1
9. «В мире мультимедиа: типы современных мультимедийных продуктов» 1
10. «Мир Интернета и Я» 1
11. «Интернет без бед»: коммуникационные, контентные и технологические риски в Интернете: способы противодействия» 1
12. «Моя безопасная Сеть» 1
13. «Образовательные миры Интернета. Электронные каталоги и электронные библиографические ресурсы» 1
14. Вариативная часть. Внеклассное чтение книг художественной литературы «Региональный список «100 книг». 18
15. Вариативная часть. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах. (Чтение сказок народов Поволжья. Сочинение сказок.)
3

16. ИТОГО: 35 ч. 14 18 3



Тематическое планирование

II Ступень «В мире информации»

№ темы Разделы Всего
часов Дата проведения
ния Возрастная группа

1. «Читатель. Книга. Библиотека» 1 01.09.14 5-7 классы
2. «Книга и её создатели» 1 08.09.14 5-7 классы
3. «По страницам газет и журналов» 1 15.09.14 5-7 классы
4. «Вселенная в алфавите» 1 22.09.14 5-7 классы
5. «За страницами учебника» 1 29.09.14 5-7 классы
6. «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» 2 06.10.14
13.10.14 5-7 классы
7. «С информацией на «ты»» 1 20.10.14 5-7 классы
8. «Личная информация и её защита» 1 27.10.14 5-7 классы
9. «В мире мультимедиа: типы современных мультимедийных продуктов» 1 03.11.14 5-7 классы
10. «Мир Интернета и Я» 1 10.11.14 5-7 классы
11. «Интернет без бед»: коммуникационные, контентные и технологические риски в Интернете: способы противодействия» 1 17.11.14 5-7 классы
12. «Моя безопасная Сеть» 1 24.11.14 5-7 классы
13. «Образовательные миры Интернета. Электронные каталоги и электронные библиографические ресурсы» 1 01.12.14 5-7 классы
14. Вариативная часть.
Внеклассное чтение книг художественной литературы «Региональный список «100 книг» :

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» 18


5
08.12.14
15.12.14
22.12.14
29.12.14
05.01.15 5-7 классы
Лермонтов «Ашик – Кериб» 1 12.01.15 5-7 классы
Русская поэзия 19 века. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов. 2
19.01.15
26.01.15 5-7 классы
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова». 3 02.02.15
09.02.15
16.02.15 5-7 классы
Паустовский К. «Кот – ворюга» 1 02.03.15 5-7 классы
Распутин В. «Уроки французского» 2
09.03.15
16.03.15 5-7 классы
Железников В. «Чучело» 4 23.03.15
30.03.15
06.04.15
13.04.15 5-7 классы
15. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах:
«Аленький цветочек»
Чтение сказок народов Поволжья.
Сочинение сказок. 3 20.04.15
27.04.15
04.05.15 5-7 классы
Итого: 35

























Вариативная часть.
Внеклассное громкое чтение и обсуждение произведений художественной литературы «Региональный список 100 книг»

№ п/п Автор и название книги Количество часов Дата проведения
1. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» 5 08.12.14
15.12.14
22.12.14
29.12.14
05.01.15

2. Лермонтов «Ашик – Кериб» 1
12.01.15
3. Русская поэзия 19 века. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов. 2
19.01.15
26.01.15
4. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова». 3
02.02.15
09.02.15
16.02.15
5. Паустовский К. «Кот – ворюга» 1 02.03.15

6. Распутин В. «Уроки французского» 2
09.03.15
16.03.15
7. Железников В. «Чучело» 4
23.03.15
30.03.15
06.04.15
13.04.15
ИТОГО 18























Примерное содержание занятий



II Ступень «В мире информации»
У обучающихся 5-6 классов уже возникает потребность в комплексной библиографической информации по разным отраслям знаний. Необходимо формировать у читателей этой группы навыки пользования систематическим карточным и электронным каталогами, систематической картотекой статей, алфавитно-предметным указателем к СБА и справочными изданиями. Свободное ориентирование в библиографическом описании и умение использовать его в процессе самостоятельного поиска литературы. Обучающиеся должны понимать роль новых информационных технологий в поиске и структурировании информации.
Знания и навыки обучающихся 7 класса характеризуются расширением диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается назначение прикнижной библиографии, справочный аппарат книги, более углубленное знакомство с различными частями СБА, а также формируются навыки качественного поиска информации в электронном каталоге и в сети Интернет, а также назначение и методы использования различных сервисов и приложений Интернета в образовательных целях.
Вариативная часть: Подготовка творческих работ обучающихся для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах, а также внеклассное чтение 48 книг художественной литературы из «Регионального списка 100 книг».






















II ступень. В мире информации (5-7 классы)


Т е м а 1. «Читатель. Книга. Библиотека»
Роль книги в жизни человека. Назначение библиотеки. История библиотек: возникновение библиотек в государствах древнейших циви-лизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки Средневековья.
Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Библиотеки Средневековья, библиотеки в эпоху Возрождения. Современные крупнейшие библиотеки мира. Возникновение современных электронных библиотек. Роль библиотек в сохранении и приумножении культурного наследия нации.
Формы работы: беседа, мультимедийная презентация, видеопросмотр.

Т е м а 2. «Книга и её создатели»
Первые материалы для письма. «Глиняные книги», книги - свитки, берестяные грамоты, «кожаные книги». Изобретение бумаги. Иоганн Гутенберг и его печатный станок. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Инкунабулы — первые печатные книги. Книга книг — Библия. Редкие издания Библии в фондах На¬циональной российской библиотеки (РНБ). Искусство оформления книги.
Формы работы: беседа, мультимедийная презентация, книжная выставка, экскурсия.


Т е м а 3. «По страницам газет и журналов»
Периодические издания: история возникновения, их роль в жизни общества. Краткая характеристика популярных детских и юношеских журналов. Периодичность, содержание, читательское назначение.
Использование материалов периодики в учебном процессе. Связь с систематической картотекой статей. Электронный вариант журналов для детей в Интернете.
Формы работы: беседа, обзор газет и журналов, практическое занятие по разысканию материалов. Дать характеристику двум самым известным художественным и двум научно-познавательным журналам для подростков («Пионер»,» «Костер»; «Юный техник»,» «Юный натуралист» и др.), оценить научную значимость, точность и качество представленной информации, художественная ценность.




Т е м а 4 . «Вселенная в алфавите»
Справочная литература как часть справочно-библиографического фонда библиотеки. Энциклопедии: возникновение энциклопедий, работы Ф. Брокгауза и И. Ефрона, Д. Дидро и Ж.Д. Аламбера и др. Назначение энциклопедий. Алфавитное и тематическое расположение материала, структура издания. Виды энциклопедий: универсальные и отраслевые, алфавитные и систематические, большие и малые. Статьи в энциклопедии.
Словари: типы словарей. Цели и задачи словарей, словарные статьи. Словари С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Справочники: особенности, назначение, расположение материала, вспомогательные указатели.
Мир энциклопедий и словарей в Интернете.
Формы работы: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа со справочной литературой, библиографическая игра на поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях.

Т е м а 5. «За страницами учебника»
Научно-популярные книги для подростков. Основные жанры и виды: биографические очерки, мемуары, публицистические произведения. Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика. Использование научно-справочного аппарата книги. Способы чтения научно-популярной литературы. Научно-популярные периодические издания для подростков. Стиль изложения материала в научно-познавательных изданиях.
Формы работы: беседа - практикум, обзор и анализ представленных изданий, интегри¬рованный урок.


Тема 6. «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» Формирование представления о структуре cправочно-поискового аппарата библиотеки; алфавитный каталог, систематический каталог, электронный каталог, особенности и отличие их друг от друга.
Использование каталогов для поиска информации.
Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки.
Понятие о шифре книги и его назначении.
Понятие о выходных данных книги: место выпуска издания, название издательства. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.
Многоаспектный поиск по электронному каталогу: ключевому слову, предметной рубрике, серии и др. элементам библиографической записи.

Возможности библиотек по удовлетворению тематических запросов; принципы организации и структуры систематического каталога, приемы работы с данным каталогом. Первое знакомство с электронным каталогом библиотеки, поиск книг и статей по разным параметрам
Формы работы: беседа, практикум по поиску информации в СБА. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Беседа, игра «Бюро находок


Тема 7. «С информацией на «ты»
Использование новых информационных технологий в библиотеке. Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM, флеш- карты. Поиск информации на CD и ее копирование. Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования. Понятие об Интернете. История создания Интернета. Безопасная работа учащихся в Интернете.
Формы роботы: беседа-консультация, практикум, час само-образования.


Т е м а 8. «Личная информация и ее защита
Графическое представление пользователя в сети.
Способы защиты личной информации, аватарки – что это такое, как аватар может помочь защитить свою личную информацию от кибермошенников. Правила регистрации на форумах и социальных сетях, общие правила сетевого этикета.
Формы работы: Провести конкурс на самую забавную, смешную аватарку (нарисовать свои аватарки). Перенести рисунки аватарок, сделанных раньше от руки, на компьютер с помощью графического редактора. Выполненные работы оцениваются по сложности исполнения.



Т е м а 9. «В мире мультимедиа: типы современных мультимедийных продуктов»
Типы медиа-ресурсов: мультимедиа-презентация; мультимедиа-каталог; слайд-шоу; cd-визитка; юбилейный cd; мультимедиа-доклад; электронный журнал; рекламный ролик; мультимедиа-энциклопедия; мультимедиа-книга; flash-игра (on-line, off-line);; мультимедиа-тренинг; обучающая мультимедиа-система и т.д.
Формы работы: обзор, практическая работа по созданию мультимедийного продукта – презентации в программе PowerPoint или MoveMaker.


Т е м а 10. «Мир Интернета и Я»
Роль новых информационных технологий в развитии современного общества. История развития Интернета и Рунета, принципы функционирования глобальной Сети, функции различных приложений Интернета: электронная почта, блоги, форумы, социальные сети.
Советы интернет-гида: полезный и безопасный Интернет, опасности и угрозы, с которыми можно столкнуться в паутине. Этика Сети: правила общения на форумах, блогах и социальных сетях.
Формы работы: беседа с практическим заданием: открыть свою страничку в детской социальной сети «Лоцман». Раздача Памяток «Ты и Интернет: правила безопасного путешествия по Интернет-Вселенной».


Т е м а 11. «Интернет без бед»: Коммуникационные, контентные и технологические риски в Интернете: способы противодействия».
Знакомство с рисками, связанных с содержанием интернет-ресурсов, общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Кибербуллинг, мошенничество, знакомства в Сети и др. Виды вирусов, защита ПК и персональных данных.
Формы работы: беседа, составление правил поведения в социальных сетях; викторина «Опасно! Вирусы!». Методика использования антивирусных программ. Практическое задание: проверка логических дисков рабочего ПК и внешних носителей на наличие вирусов.


Т е м а 12. «Моя безопасная Сеть»
Понятие «информационной безопасности», риски и угрозы Интернета: киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, хищники, неприличный контент, вторжение в частную жизнь. Повышение уровня общей безопасности при работе в Сети, соблюдение основных правил, методы противодействия.
Знакомство со «Справочником по детской безопасности в Интернете» компании Google – как защититься от нежелательного контента. Что такое интернет-зависимость, игровая зависимость, время нахождения в онлайновом пространстве. Методика обращения на «Горячие линии» («Дружественный Рунет», «Дети онлайн», «Лига безопасного Интернета» и др.)
Формы работы: Предварительное анкетирование на знание современных интернет - угроз и опасностей; беседа-размышление об угрозах Интернета с демонстрацией электронной презентации. Деловая игра «Опасности Интернета. Правила безопасного использования ресурсов Интернета и его отдельных приложений». Практическое задание: составление «Джентельменского соглашения» с родителями по поводу времяпребывания в Интернете и в онлайновых играх.





Т е м а 13. «Образовательные миры Интернета. Электронные каталоги и электронные библиографические ресурсы»
Использование различных поисковых систем, интернет – каталогов и БД в поиске информации для чтения и развития.
Понятие тематических, библиографических и полнотекстовых БД. Электронные каталоги национальных и публичных детских библиотек страны.
Электронные библиографические ресурсы (ЭБР), основные понятия. ЭБР как основные источники ориентации в лучшей детской художественной, научно-познавательной литературе и полезных отраслевых ресурсах Интернета. На примере электронных путеводителей по книгам РГДБ, ЦБС г. Москвы имени А. П. Гайдара др. библиотек
Формирование критического мышления: качественный анализ полезных развивающих и образовательных ресурсов, выделение главного, второстепенного, истинной и ложной информации, проверка источника информации.
Формы работы: беседа-обзор лучших образовательных ресурсов Интернета, ЭК, ЭБР национальных и публичных библиотек страны. Практическое занятие: работа с карточками-квестами, творческие задания на сравнение двумя командами участников совершенно разных, противоположных по значимости и информационной наполненности сайтов Интернета, ЭК публичных детских библиотек страны. Защита своего мнения.



Темы 14-15. Вариативная часть
Подготовка творческих работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах. Чтение и обсуждение художественной литературы из «Регионального списка 100 книг».
















Литература

1. Алеева, А.С. Штурманы книжных морей: [сценарий итогового занятия по ББЗ для учащихся 5-6 кл.] / А.С.Алеева // Библиотека. – 1993. -№ 7. – С.43-44
2. Ананьева, Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: [библиотечный урок «Элементы книги» по книгам К.И. Чуковского в 5 кл.] / Л.Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. –№ 4 – С. 11
3. Ананьева, Л. Чудеса в решете, или почему не жалеют сироту казанскую: [библиотечный урок по теме «Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями» 6-7 класс]/ Л. Ананьева // Как работать со словарями.– Москва: Чистые пруды, 2007. – С. 18-30
4. Бединская, Е. А. История возникновения информационных ресурсов общества / Е. А. Бединская // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
5. Библиографический праздник для учащихся 5-7 классов // Читаем, учимся, играем: Сб. сценариев для библиотек. Вып.4. "Профессии нашей посвящается". - М.: Либерея, 1998.- С.17-19.
6. Библиотечные казаки-разбойники : игра-путешествие, 6 класс. - Режим доступа: ПроШколу.ру – Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
7. Брейн-ринг. Путешествие по энциклопедиям. 8 класс. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
8. Войченко, Л. «Мы путешествуем с друзьями по словарям»: [вопросы и ответы для закрепления знаний, полученных на занятиях по ББЗ в 5-6 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 31-32
9. Войченко, Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31
10. Выбор книг в библиотеке : [5-6 классы] Библиотечные уроки в школе Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
11. Выбор книг в библиотеке. Использование каталогов и картотек : для 5-6-х классов. - Режим доступа ПроШколу.ру – Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
12. Галай, Л. К. Пресс-турнир: [библиотечный урок посвященный дню российской печати]/ Л. К. Галай// Читаем, учимся, играем. – 2008. – Вып. 10. – С. 60-72: ил
13. Галда, Е. Капитаны книжных морей : [библиотечный урок для 6 класса: формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности] / Е. Галда, М. Бочкарёва // Новая библиотека. - 2011. - № 16. - С. 9-23.
14. Галда, Е. Путешествие по книжному морю : [библиотечный урок для 6 класса: знакомство с каталогом, самостоятельный поиск информации] / Е. Галда, М. Бочкарева // Новая библиотека. - 2011. - № 15. - С. 9-25.
15. Гаянова, Т.И. Правила Web-воспитанности
16. Гаянова Т.И. Сценарий флэшмоба и ток-шоу Детки в Сетке 7-8 класс
17. Дамаскина О. Загадки страны «Почемучляндии»: [сценарий КВН по теме «Отличие художественной литературы от справочной и научно-популярной» в 4-6 кл.] / О.Дамаскина, О.Короткий // Библиотека. – 1993. – № 5. – С. 44-47
18. Записи о прочитанном. План чтения. Библиотечные уроки в школе .-Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
19. Караваева, Е.Н. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»: [дан текст занятия «Справочная литература: энциклопедии 6-7 кл.] / Е.А.Караваева // Школьная библиотека. – 2006. – № 1. – С. 18-24
20. Карпова, Д. С. Предметно-тематическая картотека : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 100-102
21. Каталог, каталожная карточка. Урок с презентацией. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
22. Книга. Библиотечный урок в виде Звёздного часа.- Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
23. Короткова, Т. В. «Узревший душу языка» (о С. И. Ожегове): [занимательный интегрированный урок с участием библиотекаря и учителя русского языка для учащихся 7-8 кл]/ Т. В. Короткова// Школьная библиотека. – 2009. – № 1. – С. 71-74
24. Красногорская, Г.П. Приглашение в Читалию: [библиографическая игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25
25. Кривенко, Л.В. Приключения словарёнка: [библиотечный урок в 5-6 кл.] / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 22-23
26. Куликова, Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 83-84
27. Лапина, О. И. Библиографический калейдоскоп. Игра для 6-8 классов / О. И. Лапина. С сайта Красноярского ресурсного центра.
28. Лапина О. И. Из истории возникновения книги. Библиотечный урок для 9 класса / О. И. Лапина. С сайта Красноярского ресурсного центра.
29. Лапина, О.И. Чудо, имя которому книга. Библиотечно-библиографический урок для 5 класса / О. И. Лапина. С сайта Красноярского ресурсного центра.
30. Лысенко, Л. В. Библиографический калейдоскоп: [игра посвященная книгам и библиотекам 6-8 класс]/ Л. В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. – М., 2006. – Вып. 6. – С. 24-25: ил
31. Любченко, Т.С. Книга. Время. Мы: [сценарий открытия Недели книги для молодёжи] / Т.С. Любченко // Новая библиотека. – 2005. – № 9. – С. 36-38
32. Магистры информационного поиска : [библиотечный урок, 7 класс] // Читаем, учимся, играем.- 1998.- № 4. - С. 31-34.
33. Макарова, Е. А где хранят вселенную: [библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса]/ Е. Макарова // Как работать со словарями.– Москва: Чистые пруды, 2007. – С. 11-17
34. Михалевич, Т. Знакомьтесь, Новинки!: [сценарий проведения «Дня новой книги» в библиотеке для 5 кл. (библиоревю)] / Т.Михалевич // Библиотека в школе. – 2002. – № 6. – С. 12-13
35. Нургалиева, Л. Если к вам пришёл Бонопарт…:[из опыта работы по воспитанию культуры чтения. Даны задания и варианты ответов практикума «Информационно поисковый аппарат библиотеки» в 5-7 кл.] / Л.Нургалиева // Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 74-75
36. Нурлыгаянова, С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 20-21
37. О библиотеке. О книге. Элементы книги. - Режим доступа: ПроШколу.ру: Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
38. Павлова, А.М. Алфавитный каталог : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] /А. М. Павлова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 103-105
39. Пантюхова, Т. В. Юный издатель: [библиотечный урок] / Т, В. Пантюхова// Читаем, учимся, играем. – 2008.– Вып. 10. – С. 73-75:ил.
40. Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников : урок для 5-8 классов. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
41. Пешкун, Л. Г. История книги [урок-беседа]/ Л. Г. Пешкун// Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 38-47
42. Полевина, Е.В. Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями-подростками 7-8 кл. / Е.В.Полевина // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 43-52
43. Постникова, Э.В. Главный спутник любознательных : [КВН по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»] / Э.В. Постникова // Читаем, учимся, играем: Сб. сценариев для библиотек. Вып.4. "Профессии нашей посвящается". - М.: Либерея, 1998.- С.17-19.
44. Пучкова, И. М. Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
45. Ротова, Т. Кто и как построил книгу, для чего она нужна: [сценарий библиотечного урока по структуре книги в 5-7 кл.] / Т.Ротова // Новая библиотека. – 2005. – № 7. – С. 43-44
46. Рудакова, Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – С. 31-34
47. Рудишина, Т. Усердней с каждым днем гляжу в словарь…:[библиографическая игра для учащихся 7-9 кл]/ Т. Рудишина // Как работать со словарями.– Москва: Чистые пруды, 2007. – С. 3-10
48. Самостоятельная работа с книгой : [7-9 классы] Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
49. Самостоятельная работа с книгой : [второй вариант] Библиотечные уроки в школе Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
50. Старинная изба-читальня : урок-путешествие. // ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
51. Структура книги : [5 класс] Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
52. Ступак, Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2. – С. 49-50
53. Суденко, Н. В. «Какой я читатель»[бинарный урок по литературе и библиографии 5 кл.]/Н. В. Суденко // Средь умных книг, хранящихся на полке.- Москва: Школьная библиотека.- 2002.- С. 31-38
54. Твои первые энциклопедии : [5-6 класс] // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
55. Трубникова, Т.А. Справочная литература : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] / Т. А.убникова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 105-106
56. Фроликова, Т. У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке. / Т. У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 28
57. Хохлова, Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 18-21
58. Хохлова, Г. А. «Сокровищница всех богатств человеческого духа»: [библиотечный урок 5-6 кл. из истории книги] / Г. А. Хохлова// Читаем, учимся, играем. –2007. – Вып. 3. – С. 4-7: фото.
59. Чайка, Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 26-30.
Янина, С.Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль из истории книгопечатания, библиотек, библиотекарей: [в 5 кл.] / С.Д. Янина, М.Н. Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 118-123: фото библиотекарей: М.Загоскина, В.Одоевского, Н.Лобачевского, А.Дельвига, Н.Крылова, В.Стасова





Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате изучения тем II ступени (5-7 классы) программы:
Обучающиеся должны знать:
 историю возникновения библиотек, первоначальные сведения о системе библиотек города, своего муниципального района;
 структуру cправочно-поискового аппарата библиотеки;
 иметь представление о разных типах документов, первичной и вторичной информации
 иметь представление о разных типах документных БД (тематических, библиографических и полнотекстовых).
 возможности поиска литературы по электронному каталогу и в различных проблемно-ориентированных БД;
 технологию поиска информации в различных поисковых машинах Интернета, особенности работы различных приложений Интернета;
 угрозы и опасности, исходящие из Интернета, программно-технические средства защиты от них.

Обучающиеся должны уметь:
 Самостоятельно производить поиск нужной информации в различных видах изданий, справочно-поисковом аппарате библиотеки, в т.ч. электронных каталогах и информационных ресурсах Интернета;
 Уметь вести поиск в различных разделах карточного СБА и электронных каталогах;
 оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и научности источника;
 правильно формулировать свой запрос;
 правильно применять и передавать найденную информацию в телекоммуникационных сетях;
 пользоваться электронной почтой и другими сервисами и услугами Интернета (ISQ, чаты, Skype,Google talk.)


  • Почтовый адрес: 433763, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Еделево, МОУ СОШ с. Еделево
  • Телефон: (84237) 36-3-12. Электронная почта: edshkola@edusites.ru