Ульяновская область

МОУ СОШ села Еделево


Программа патриот.воспит

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Еделево



Программа патриотического воспитания
обучающихся на 2012-2017 гг.



I. Пояснительная записка
1. Обоснование для разработки Программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОУ СОШ с. Еделево на период с 2012 по 2017 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
2. Цели и задачи Программы.
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является:
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств;
- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников.
4. Контроль за реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.


В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе;
2. Преподаватель-организатор ОБЖ;
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
4. Руководитель МО классных руководителей;
5. Учителя истории;
6. Библиотекарь.

5. Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
- сформированность идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
- создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
- привлечение подростков «группы риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся.


6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.

7. Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
7. 1. Связь поколений.
Цель:
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, с детьми войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
7. 2. Растим патриота и гражданина России.
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
7. 3. Мой край родной.
Цель:
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
7.4. Я и семья.
Цель:
осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
VI. Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
I этап: проектный – 2012 -2013 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2013-2015 учебные года.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами района.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2015-2017 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.


















Литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.







«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ с. Еделево
________________Л.С. Князькина
приказ № _1 от 28.08.2012 г.

Программа патриотического воспитания
обучающихся на 2012-2017 гг.

Цели:
создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся;
обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания;

№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Участие в постоянно действующих областных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. 2012-2017г. Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ, учителя – предметники,
классные руководители
2. Проведение тематических линеек по истории России, символике России и Ульяновской области. 2012-2017г. Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ
3. Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, детьми войны и тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории;
-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы

2012-2017г. Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ
4. Участие в акции «Обелиск» ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ
5. Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ

6. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ; учителя – предметники,
классные руководители
7. Организация традиционных встреч:
- с детьми войны;
- с вдовами погибших на войне;
- с тружениками тыла;
- с призывниками ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагог – организатор ОБЖ, учителя – предметники,
классные руководители
8. Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, учителя истории
9. Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов:
- «Я – гражданин России»,
. ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, учителя истории, классные руководители
10. Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагоги – организаторы, учителя – предметники,
классные руководители
11. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. ежегодно Классные руководители, педагоги - организаторы
12. Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы ежегодно учителя физической культуры и спорта
13. Проведение памятных дней:
- День Победы;
-День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества;
- День неизвестного солдата.
ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагоги – организаторы,
классные руководители
14. Участие в акциях:
• «Солдатские письма»
• «Герои живут рядом»
• «От сердца к сердцу» ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагоги – организаторы,
классные руководители
15. Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов ежегодно Зам. директора
по ВР,
педагоги – организаторы,
классные руководители
16. Использование символов Российской Федерации и Ульяновской области при проведении школьных мероприятий. постоянно Зам. директора
по ВР,
педагоги – организаторы,

17. Организация экспозиций в музее боевой славы к Дню Победы
ежегодно Руководитель школьного музея, учителя истории
18. Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне»
ежегодно Зам. директора
по ВР, педагоги – организаторы.
19. Классные часы на тему «Герои и подвиги» ежегодно Зам. директора по ВР, учителя истории, классные руководители
20. Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» ежегодно Педагоги – организаторы, учитель ИЗО
21. Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны
ежегодно Педагоги – организаторы, учителя литературы
22. Акция «Ветеран живет рядом»
ежегодно Зам. директора по ВР, учителя истории, классные руководители

23. Фотовыставка «Война и моя семья»

ежегодно Зам. директора по ВР, учителя истории, классные руководители

24. Конкурс патриотической песни «Отечеству посвящается…»

ежегодно Зам. директора по ВР, классные руководители

25. Совещаний для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». 2015 Зам. директора по ВР
26. Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» 2016 Зам. директора по ВР
27. Обобщение опыта работы педагогов на темы: 2016-2017 Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
- «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»;
- «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии».
28. Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся
2015 Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
29. Обновление и создание музейных экспозиций патриотической направленности. ежегодно Руководитель школьного музея
30. Конкурс рисунков «Война глазами детей»
ежегодно
Зам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО.
31. Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» ежегодно
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники
32. Участие в областной акции «70 добрых дел к 70-летию Победы в ВОВ!».
2014-2015 Зам. дир. по ВР, педагоги – организаторы, классные руководители, учителя истории.


  • Почтовый адрес: 433763, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Еделево, МОУ СОШ с. Еделево
  • Телефон: (84237) 36-3-12. Электронная почта: edshkola@edusites.ru